Пасхальное послание митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина
Возлюбленные о Господе дорогие отцы — пастыри словесного стада Христова, всечестные иноки и инокини, боголюбивые миряне, братия и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Я сердечно поздравляю всех вас с Пасхой — Светлым Воскресением Христовым! Господь вновь даровал нам счастье войти в эти светозарные дни, которые Церковь называет «праздником праздников и торжеством из торжеств».
Думаю, каждому христианину знакома та радость, которая охватывает человеческое сердце в светоносную ночь Воскресения. И это не случайно. Не бойтесь! Радуйтесь! (Мф. 28, 10, 9) — с этими словами предстал Воскресший Господь пред Своими учениками. И сегодня Он открывает Себя верующему сердцу, подавая радость и утешение даже в таких ситуациях, когда по человеческому разумению никакого утешения быть не может.
Пасхальная радость — это радость о том, что смерти нет, что жизнь человека имеет высший смысл и продолжается в вечности. Именно на Пасху мы яснее всего понимаем, что Господь всегда с нами, несмотря на все наши падения, грехи, скорби, немощи. Его рука протянута к нам, и Он ждет только одного — чтобы мы обратились к Нему и решились за Ним последовать.
Почему в нашей жизни нет ничего важнее, чем Пасха, почему она изменила весь мир и природу человека?
В наших молитвах мы просим Бога «просветить наш ум и очи сердечные». Нам нужна помощь Божия, чтобы понять, насколько глубоко мы поражены грехом. Именно грех, который исказил природу человека с момента грехопадения, — причина нашей гибели, саморазрушения, «жало» смерти. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 19, 24) — вопрошает святой апостол Павел. Это под силу только одному Господу. И Бог ради нашего спасения воспринял человеческое естество, разделил с нами все возможные в земной жизни скорби и страдания: клевету и поношения, боль и болезни, предательство близких, одиночество, даже горькое чувство богооставленности. Он принял до крайности мучительную и позорную казнь на Кресте.
Но мы должны знать и помнить всегда, что всё это Он взял на Себя и перенес добровольно, по Своей безмерной любви, ради спасения Своего творения — человека. Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10, 17–18), — говорит Спаситель.
Мы старались пройти вместе с Ним время Великого поста и пережить события Крестных Страстей. Пусть в нашем сердце всегда живет память о том, какой ценой мы искуплены, как мы дороги Богу, и как Он нас любит. И пусть всегда пребывает в нем радость о победе Христа над смертью, о том, что всем нам дан бесценный дар вечной блаженной жизни с Богом: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (Кор. 15, 22–23).
Сегодня Россия переживает один из самых трудных этапов своей истории. Военные действия, какими бы причинами они ни были вызваны, — это огромная трагедия и беда, разрушения, гибель людей, потеря близких. За каждым богослужением мы молимся о сохранении нашего Отечества, его защитников, «о всех на поле брани убиенных, о всех невинно убиенных» наших братиях и сестрах, о том, чтобы Господь исцелил неисцелимые раны и угасил междоусобную брань.
Мы видим в окружающем нас мире много других бед и скорбей, которые заставляют вспомнить слова Господа о последних временах: и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Христос Спаситель в Евангелии напрямую связывает оскудение любви с оскудением веры и умножением беззакония — греха. Значит, единственное наше «противоядие» против «жала смерти» — это возвращение к Богу, борьба с грехом, воспитание в себе такой крепкой веры, чтобы она могла преодолеть всё. Как это сделать?
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о том, что крепкая вера, живое чувство присутствия Бога появляется в душе от жизни по евангельским заповедям. «Убеждение от исполнения заповедей есть убеждение, действующее в самой душе человека: оно сильнее всякого убеждения извне. Евангельские заповеди успокаивают, оживляют, укрепляют душу… Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума. Жительство по заповедям Господа доставляет нам таинственное явление Господа. Он является духовно внутри сердца», — говорит святитель на основании собственного опыта и опыта многих поколений христиан. И я от души желаю всем обрести самое большое счастье — полноту веры. В душе любого человека живет жажда совершенства, истины, любви — и он находит всё это только в Евангелии, только у Господа.
Наш Бог есть любовь (1 Ин, 4, 8), свидетельствуют апостолы. Именно любовь, глубокое внутреннее родство в Боге является тайной будущего века, блаженной вечности. Но мы призваны научиться этому здесь, в своей обычной повседневной жизни на земле.
Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 4–5), — наставляет апостол. А преподобный авва Дорофей говорит очень коротко и емко: «От ближнего — жизнь и смерть». Будем стараться избегать даже малейших проявлений осуждения других людей и вражды с ними, чувства превозношения. Святые отцы говорят, что к ближнему надо относиться не просто с уважением — а с благоговением, потому что каждый человек несет в себе образ Божий.
Будем стараться, чтобы внимательное отношение к своей душе и поступкам, молитва и участие в таинствах Церкви в нашей христианской жизни сочетались с делами любви и милосердия.
Еще и еще раз поздравляю вас с Пасхой Господней — самым долгожданным и неповторимым торжеством Жизни! От души желаю всем мира, счастья, здоровья, светлой сердечной радости, утешения и укрепления!
Пусть наша жизнь всегда будет озарена светом Воскресшего Христа Спасителя! Да не оставит нас Господь Своим заступлением и Своей всесильной помощью и сподобит Пасхи нескончаемой!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Смиренный Лонгин,
Божией милостью Митрополит Симбирский и Новоспасский
Симбирск, 2023 г.