История храма
В 1990-е годы в Ульяновске было всего два прихода, и верующие всего ближнего и дальнего Засвияжья, люди преимущественно преклонного возраста, вынуждены были ездить на службы в северную часть города – на Старое кладбище и на Куликовку.
Первый храм в Засвияжье в постсоветский период
Возникла насущная необходимость в пастырском окормлении жителей Засвияжья. И в конце 1992 года клирик Неопалимовского кафедрального собора протоиерей Георгий Халимонов по благословению владыки Прокла обратился в районную администрацию с просьбой выделить помещение для храма. Вопрос был решен положительно, и место выделили в помещении бывшего детского сада под одной крышей с открывающимся Центром социальной защиты и помощи малоимущим слоям населения. Это соседство и определило выбор святого покровителя для открывающегося храма.
Владыка Прокл благословил назвать храм в честь святого праведного Филарета Милостивого, всю свою жизнь посвятившего помощи обездоленным и нищим. 14 декабря 1992 года, в день памяти праведного Филарета, в церкви состоялась первая служба.
Однако небольшое помещение величиной в 120 кв. м не могло вместить всех молящихся в воскресные и праздничные дни. Встал вопрос о строительстве храма в дальнем Засвияжье, самом далеком от очагов церковной жизни районе города.
Выбор места строительства в дальнем Засвияжье
Долго не могли определить место для строительства. Власти предлагали множество вариантов, в частности, рядом с мечетью в Вырыпаевке, что не могло устроить прихожан. Огромную помощь на данном этапе настоятелю оказал тогдашний мэр города Сергей Николаевич Ермаков. Он активно содействовал выделению участка для строительства и выбрал удачное место для расположения церкви – на берегу реки Свияги у пересечения улиц Камышинской и Шолмова.
Начало церковному приходу в дальнем Засвияжье было положено в 1995 году возведением небольшой панельной часовенки, где стали ежедневно читаться акафисты перед Державной иконой Божией Матери. Люди постепенно стали собираться вокруг строящегося дома Божия. Украсили часовню принесенными из дома иконами. Понимали, что тут они больше послужат народу Божиему, возвращающемуся к вере своих отцов.
Так и строился Благовещенский храм всем миром: благословением и молитвами владыки Прокла, трудами отца настоятеля, всей братии, строителей и, самое главное, при помощи рядовых прихожан. Кто-то принес свои старые, намоленные иконы, кто-то пожертвовал свою трудовую копейку, кто-то неленостно трудился на строительстве. Большинство икон, которые украшают храм и сегодня, пожертвованы самими верующими.
Единственный памятник культуры и архитектуры XX века в Засвияжском районе
Промыслу Божию было угодно, чтобы стала церковь ещё и единственным памятником культуры и архитектуры XX века в Засвияжском районе. Один из благотворителей молодого прихода, Иван Петрович Иванов, глава Агропромснаба, рассказал отцу Георгию о запущенном срубе храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в родовом поместье Карамзиных в Майнском районе области.
Тут и появилась идея перенести уцелевшую часть сруба на место строительства Благовещенской церкви. Управление по делам культуры не могло содержать данный объект, считавшийся памятником истории и культуры, и, по согласованию с администрацией области, дало добро, чтобы сруб использовался при строительстве.
Большое участие в выработке заключения по состоянию сруба в поместье Карамзиных и разработке общего архитектурного проекта храма Благовещения принял архитектор Алексий Кормишин, являющийся в настоящее время настоятелем храмов в селе Арское. Храм Благовещения, построенный по его проекту, считается одним из самых красивых в Поволжье.
Иконостас верхнего храма
Об иконостасе верхнего храма нужно сказать особо. Работу выполнял иконописец Виталий Борисов, причем писал строго по канонам, следуя древнерусским образцам. А отделочные работы по дереву – дело рук другого мастера – Владимира Ныйкина. Великолепные резные Царские врата и обрамление иконы Воскресения на Горнем месте тоже принадлежат ему.
25 апреля 1997 года, в Страстную Пятницу, в храме было совершено первое богослужение – вынос Плащаницы. А через день, в Пасхальную ночь, была совершена первая Божественная литургия.