«Вместе с детьми я возрастала в вере»
Учебный год в воскресной школе «Благовестник» Благовещенского храма Ульяновска традиционно начинается в третье воскресенье сентября с молебна после литургии. Именно в этот день дети знакомятся не только друг с другом, но и с преподавательским составом, духовником и директором школы. С 2014 года директор «Благовестника» – специалист по социальной работе, практический психолог, учитель дефектолог Светлана Козырева.
– Светлана Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как вы начали работать в воскресной школе?
– Все началось с того, что я отдала своих детей в эту школу. Мои дети с радостью посещали все занятия, им было по-настоящему интересно. Спустя время, меня пригласили преподавать в «Благовестнике», далее назначили завучем воскресной школы, а потом и директором. За годы работы я сделала несколько выводов о том, что воскресная школа необходима как Церкви, так и родителям, детям.
Церкви воскресная школа необходима как структура – именно в ней воспитываются будущие прихожане, которые станут, скажем так, ядром прихода. Детям – для того, чтобы узнать о Боге, о вере и храме. Здесь же они смогут применить полученные знания на практике. Воскресная школа несет и психологическую функцию, а именно опыт общения с православными людьми и приобретение единомышленников. В современном мире немного затруднительно верующему человеку найти близких по духу людей. В воскресной школе заводятся дружеские отношения не только между детьми, но и родителями, это очень ценно.
– Что побудило вас отдать детей в воскресную школу?
– Мотивация была простая – позволить им больше узнать о Боге. Я выросла в достаточно верующей семье. И мне очень хотелось, чтобы мои дети тоже познали веру. Я знала, что в воскресной школе научат детей и церковнославянскому языку, и объяснят догматы, и грамотно расскажут о христианстве. Мне и самой хотелось укрепить некоторые знания. В воскресной школе вместе с детьми я возрастала в вере.
– Без сомнений, очень непросто совмещать основную работу, семью и труды в воскресной школе. Что дает вам преподавание?
– На это надо много сил, соглашусь. С Божией помощью у меня все получается. Бывает так, что на работе вся на нервах, а потом прихожу в воскресную школу, посмотрю на родные глазки детей, и все плохое отступает. В душе остаются только положительные эмоции. Преподавание дает мне общение с людьми, с единомышленниками. Это очень важно, чтобы тебя понимали. В воскресной школе я получаю очень мощную эмоциональную поддержку, которая позволяет преодолевать трудности в жизни.
– В чем главный секрет хороших отношений внутри воскресной школы?
– Все очень просто. Какую заповедь Иисус Христос нам дал? «Любить друг друга! Любить другого человека, как самого себя!» В этом и заключается залог хороших отношений внутри воскресной школы. Естественно, порой возникают недопонимания, ведь сталкиваются разные взгляды разных личностей, но все решаемо, если есть любовь друг к другу. Мы учимся разрешать конфликты мирно, уважительно относиться к любой точке зрения. Если мы все научимся любить друг друга, как Христос любит нас, это решит очень много вопросов.
– Какие предметы вы преподаете?
– Я преподаю Закон Божий.
– Это сложный предмет. Как вам удается понятно и доступно объяснить его ребенку?
– Я очень ответственно готовлюсь к каждому уроку. Иной раз бывает так, что занятие идет 30 минут, а готовишься к нему, без преувеличения, часов шесть. Нужно и презентацию сделать, чтобы детям было интересно, и видео смонтировать, и кроссворд составить, и материал выучить. Но я с удовольствием это делаю.
Для меня более важная задача – интересно преподнести информацию детям, так, чтобы они ее усвоили и запомнили. Да, темы бывают сложные. Попробуй-ка ребенку объяснить, как это Богородица по ступенькам поднялась в три года или как Господь мир сотворял. Эта информация порой и у взрослых не укладывается, а нужно ребенку объяснить. Сложность работы заключается скорее в поиске формы и метода преподавания. Все нарабатывается с опытом. К тому же, сейчас масса возможностей. Наше время благодатное в этом отношении.
– Помогает ли ваше психологическое образование грамотно выстроить отношения в воскресной школе?
– Да, мое образование во многом работает на меня. Кроме Закона Божия, я веду кружок по психологии. Всегда стараюсь анализировать мотивы поведения человека. Не просто осудить его и сделать вывод, нет. Сначала нужно задать себе вопрос: «Почему он так поступает?» И когда начинаешь анализировать, все становится на место и многие конфликты исчезают. Этому учу и детей, и взрослых – вставать на место других.
На этом кружке мы помогаем развивать познавательную сферу у детей. У нас отдельно стоит подготовка к школе и развитие познавательных функций у ребенка: внимание, память, мышление. Это помогает детям и лучше учиться, и развиваться.
– Вы общаетесь с выпускниками?
– Да, конечно. Мы продолжаем интересоваться жизнями выпускников, все ли у них получилось, поступили ли в желаемые вузы, радуемся их малым и большим победам. Всегда молимся о них. Таким образом, у нас создается своя маленькая общинка, которую мы поддерживаем взаимным интересом друг к другу.
– Как вам удается находить время для посещения храма?
– Стараюсь себя организовывать так, чтобы время нашлось на все. Как говорится, было бы желание!
Беседовала Ксения Висарова
№ 18 (554) 22 сентября 2021 г.